Почему упал «Сухой
Суперджет-100»?
Прежде всего – мои
самые искренние соболезнования семьям членов экипажа, всех погибших на борту
российского самолета 9 мая 2012г. при выполнении демонстрационного полета в
Индонезии.
Как всегда, после
подобных трагических событий высказывается множество версий, предположений. В
конечном итоге, все будет сведено к двум: самолет и экипаж. Можно упростить это уравнение и однозначно
остановиться на последнем. Это очевидно. Смотрите и читайте.
Экипаж SSJ-100
б. номер 97004. Джакарта, 9 мая 2012г.
Анализ психофизиологических
потенциалов (ПФП).
1. Александр Яблонцев, летчик – испытатель, КВС «
Суперджет -100».
3.4.1955 (Варшава)
- 9.05.12 (Индонезия).
Вторая
половина дня 9 мая – критический день по нисходящему физическому
потенциалу (неблагоприятный фактор), в сочетании с предельно низким значением эмоционального потенциала (он «отвечает», в том
числе за скорость протекания психических процессов – т.е. реакцию на ситуацию).
Само по себе
предельно низкое значение любого потенциала – это тоже неблагоприятный
фактор. Сочетание критического значения
физического потенциала с предельно низким значением эмоционального – крайне
неблагоприятно. Проявиться это может как
внезапное ухудшение самочувствия, вплоть до потери работоспособности (см.
примеры).
Интеллектуальный потенциал хоть и имеет положительную
динамику, но его значение далеко от идеального. В сочетании с предельно низким
значением эмоционального потенциала такой уровень интеллектуального
потенциала способствует принятию
неверного решения и запоздалому исправлению обнаруженного отклонения или
ошибки. Кроме того, день 9 мая
приходится на второй месяц (после его
дня рождения) так называемого
эндогенного года. Второй
месяц относится к одному из самых
неблагоприятных месяцев. Таким образом, негативное влияние ПФП в день полетов
усиливается неблагоприятным воздействием
эндогенного года.
Обладая
такими психофизиологическими потенциалами (ПФП) КВС мог:
- принять
неправильное, ошибочное решение на организацию и выполнение показательного
полета, что могло привести к известным
последствиям;
- совершить
ошибку в процессе пилотирования, с запаздыванием принять меры к ее исправлению, что также могло
привести к развитию неблагоприятной ситуации;
-
кратковременно потерять работоспособность
из-за ухудшения состояния здоровья, что также напрямую влияло
на безопасность полета.
При этом
потеря работоспособности могла быть как кратковременной, так и более длительной
и произойти в любой момент полета.
Помимо самих ПФП, толчком к такому развитию событий могли послужить
смена часовых поясов, смена климатических условий, наличие отклонений в
состоянии здоровья, изменения в еде,
условия отдыха. Даже болтанка от развития мощнокучевой облачности в
районе полетов могла стать тем самым «пусковым механизмом», который вызвал цепь
последующих неблагоприятных событий. С учетом сложных метеоусловий и очень
сложного рельефа местности это могло
привести к развитию скоротечной аварийной ситуации и в итоге - к столкновению с земной
поверхностью.
Примеры подобных графиков
ПФП.
Журналист «Первого канала» Сергей Горячев скоропостижно скончался в ночь на 19 ноября на 52-м году жизни,
сообщается на сайте телеканала. http://news.rambler.ru/11854974/
Сергей Горячев, 22.3.1960 – 18/19.11.2011(Москва).
График ПФП С.Горячева практически полностью совпадает с
графиком потенциалов А. Яблонцева,
командира экипажа SSJ-100.
Андрей Разбаш, 15.12.1952 (Усть - Кара) –
23.07.2006 (Москва)
Андрей Разбаш скончался
в ночь на 23 июля 2006 года в Москве от сердечного приступа.
В данном графике
характерны положения физического и эмоционального потенциалов.
Они соответствуют положениям тех же
потенциалов на графиках С. Горячева и А. Яблонцева.
2. Александр Кочетков, второй
пилот SSJ-100. 27.9.1968 - 9.5.2012
Такую картину ПФП автор называет
«Каскад». Как видно из графика, это такое положение, когда все потенциалы от их максимального значения эквидистантно уменьшаются до их минимального значения.
Это ощущается человеком
как наступление общей преждевременной
утомляемости и усталости. Еще несколько дней назад (5-7) человек был полон сил, оптимистичен,
но, уже, начиная с 8 мая, наступает внутренний дискомфорт, который все
усиливается. Ухудшаются аналитические возможности. Растет время принятия
решения, резко снижается общий жизненный тонус организма. Внешне человек
выглядит здоровым, однако на самом деле он с трудом справляется с обычным
объемом работы. В этот растянутый период (8-14) результаты выступления спортсменов резко снижаются.
Нередки случаи травматизма и даже наступления внезапной смерти. Ниже
приведены примеры подобных графиков.
Летчикам желательно избегать полетов в такие дни: велик риск различного рода
ошибочных действий. Не исключены и более тяжкие последствия.
Необходимо
также добавить, что день 9 мая приходится на 8 месяц (после дня рождения) эндогенного года. По данным В.И.
Шапошниковой, этот месяц (как и 2-ой) относится к одному из самых
неблагоприятных месяцев. Таким образом, негативное влияние ПФП в день полетов
усиливается неблагоприятным воздействием
эндогенного года.
Примеры
воздействия «каскада».
Анатолий
Иваниченко,
адвокат. 30.9.1968 - 11.5.2012. Внезапная смерть.
44-летний
юрист-правовед, занимавшийся крупными уголовными делами и участвовавший в
телепроектах «Федеральный судья» и «Адвокатские истории», скончался в
пятницу (11го) в гостинице провинции
Канчанабури в 600 километрах от Бангкока.
Иваниченко утром пожаловался на плохое самочувствие, в связи с чем решил
прогуляться возле отеля и подышать свежим воздухом.
Во время прогулки с россиянином случился
приступ, и он упал. Прибывшие на место медики констатировали смерть Иваниченко.
Адвокат находился в Таиланде на отдыхе. На
двухдневную экскурсию в Канчанабури он выехал в четверг. http://www.lifenews.ru/news/91497
По моему мнению, толчком к развитию такого сценария,
приведшего к внезапной смерти, могла стать внезапная смена климатического и
временного пояса, которая наложилась на неблагоприятную картину ПФП. Поздно говорить об этом, но ситуацию можно
было бы предотвратить, знай бы А. Иваниченко о своих ПФП на ближайшие дни.
Отдых в Таиланде нужно было бы отложить на пару недель.
Евгений Евстигнеев, актер. 9.10.1926 -
5.3.1992. Внезапная смерть (остановка сердца).
Актер прибыл в Англию для
проведения операции на сердце. После разговора с врачом (обязательное
мероприятие перед операцией), в ожидании необходимых процедур, у актера
произошла внезапная остановка сердца.
3. Олег Швецов, штурман SSJ-100. 17.2.1961 –
9.05.2012
Ситуация близкая к «растяжке» -
максимальное значение одного или двух потенциалов сочетаются с минимальным
значением другого, в данном случае – физического.
Наиболее часто такая картина наблюдалась мной у
футболистов. Чем она характеризуется? Быстрым наступлением утомляемости и
снижением качества игры. Футболист
правильно оценивает ситуацию, стремится к игре, но она у него «не идет».
Иногда происходили травмы, причем не вызванные
противодействием соперника.
Как
такая ситуация ПФП отразится на деятельности члена экипажа?
Прежде всего – наступление прогрессирующей утомляемости при обычном
объеме работы, что будет совершенно неожиданным. Необходима максимальная
концентрация для удержания ситуации под контролем и выполнением своих
обязанностей. В такой ситуации не исключено рассевание внимания, принятие и
реализация ошибочного решения.
Пример
подобного графика.
Секу
Олисе,
футболист ПФК ЦСКА Москва. 14.10.11. Травма на тренировке.
Если подвести итог анализа ПФП всех трех членов экипажа, то окажется,
что у них был нестабильным и минимальным основной - ФИЗИЧЕСКОЙ
потенциал. При этом потенциалы
как КВС, так и второго пилота были крайне неблагоприятны и вели к прямому
снижению работоспособности каждого из пилотов, вплоть до потери работоспособности,
либо, в лучшем случае - к совершению ошибок на любом этапе полета. Синергетический эффект от объединения ПФП
каждого члена летного экипажа усиливал общий негативный фон и делал возможность возникновения аварийной
ситуации по этой причине вполне реальной. Достаточным было появление какой-то вводной, и процесс
становился необратимым. К таким вводным
можно отнести и сами полеты в новых климатических условиях, и пересечение нескольких
часовых поясов, и условия отдыха и питания и даже незначительное изменение
полетного задания. Даже полет в условиях мощно – кучевой облачности, с вероятной сильной болтанкой, также мог
стать пусковым механизмом для цепи
ошибочных действий.
Таким образом, можно уверенно говорить, что ПФП каждого из
членов экипажа и их взаимодействие в
указанных условиях полета делали неизбежным
развитие аварийной ситуации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий