НОВЫЕ СТРАНИЦЫ 5


2-й пилот ЖЕВЕЛОВ Игорь Константинович - 25.04.62 г.
Описание: высокое значение физического и эмоционального потенциалов, в сочетании с предельно низким значением интеллектуального. Классическая «растяжка». Растяжка, снова повторюсь  – это тоже всегда нестабильность. Для понимания ситуации и  ни в коей мере не перенося это сравнение на личность Игоря Константиновича:   когда такой график случается у  футболиста, я пишу – «всадник без головы». Что это означает?  У человека высокий физический тонус, хорошая динамика, эмоциональный подъем, а вот качества нет. Он активен, динамичен, носится по полю, но толком не может  ни пас дать партнеру, ни пробить по воротам соперника: с пяти метров «лупит» в космос. Еще раз прошу прощения за сравнение.
Если бы полет проходил штатно, такая картина потенциалов характеризовалась бы несколько замедленным темпом принятия решения, но повышенной скоростью его реализации. В спокойной штатной ситуации человек с такими ПФП  – идеальный исполнитель. В чем опасность такой картины при возникновении вводной: с одной стороны – высокая моторика действий, с другой  - затруднение с поиском и принятием верного решения. И чем более опасной становится ситуация, тем меньше шансов, что решение и действия будут правильными.
            Теперь объединим их в один экипаж. У обоих – неблагоприятная картина ПФП, и при этом у обоих – ПРЕДЕЛЬНО  низкое значение интеллектуального потенциала! И каждый будет принимать СВОЕ  «правильное» решение при возникновении какой-либо нештатной ситуации!
И еще: более старший по возрасту и не менее опытный Жевелов И.К., долгое время летавший КВС на Як-40, в данном полете выполнял полет в роли второго пилота, недавно переучившись на  Як-42. При развитии нештатной ситуации при выполнении разбега самолета Як-42, учитывая его, Жевелова,  ПФП (высокое значение эмоционального и физического потенциалов), он мог действовать как КОМАНДИР, упреждая команды и действия настоящего КВС Соломенцева.  Но он мог принимать решение и действовать ДИАМЕТРАЛЬНО  противоположно логике КВС  Соломенцева А.А.!!!   Вполне вероятной могла возникнуть ситуация, когда экипаж, образно говоря, «делил власть в кабине». В условиях дефицита времени, совокупность непоследовательных правильных и неправильных действий экипажа, учитывая психофизиологические потенциалы обоих летчиков, вполне могла привести (в общем-то, в безобидной ситуации и ее разрешения – прекращения взлета), к  известным последствиям.
            Мы не знаем пока, что произошло на борту самолета во время выполнения взлета. Ясно одно: в складывающейся ситуации, еще не аварийной, а НЕШТАТНОЙ, экипаж в процессе разбега по ВПП  принимает в конечном итоге ОШИБОЧНОЕ решение продолжать взлет и тем самым доводит ситуацию до аварийной, а затем - катастрофической.
Можно опять говорить о чем – либо. У нас действительно очень много проблем в гражданской авиации, но здесь -  чистейшей воды психофизиология. 
В обеих катастрофах 6 и 7 сентября 2011г. очень четко просматривается аналогия.  Как и в случае с экипажем п/п-ка Столпянского С.Ю. , пилоты Як-42 обладали низким уровнем интеллектуального потенциала в момент авиационного происшествия.
Во время прямого эфира 7 сентября 2011г. известный всей стране автор и исполнитель своих песен Александр Розенбаум несколько раз задал риторический вопрос: «Сколько еще надо катастроф, чтобы понять, что надо сделать для того, чтобы они не происходили»?
Ответ предельно прост: в сегодняшней ситуации просто НЕ НАДО с такими потенциалами летать, и не 80, а все 100% авиационных происшествий превратятся в редчайшие единичные случаи. Все 100%, потому что все они есть реальное проявление  человеческого  фактора.
Когда заканчивал работу над материалом,  пришло известие о кончине Александра Галимова. Я приношу искренние соболезнования его близким и приношу свои извинения,  если я доставляю им боль этой публикацией.

График ПФП Александра Галимова.


Сентябрь 2011г.
 7-го сентября, в день катастрофы, его физический потенциал и интеллектуальный были максимальными. Не исключаю, что именно это помогло ему выжить в момент катастрофы. Дальше  - хуже. Снижается физический потенциал, снижается и эмоциональный. 12 сентября эмоциональный потенциал предельно мал, а физический проходит критическую точку. Организм не смог больше бороться.  Все.
           
Послесловие.
            Я очень надеюсь, мне бы очень этого хотелось, что  мне не придется  больше анализировать подобные случаи. Предотвратить их, как видите, совсем не сложно. А демонстрировать эффективность данной технологии мне бы хватило на наших спортсменах.
30 сентября по православному календарю отмечается, как  день святых праведных Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи.
            С верой, надеждой и любовью я вновь обращаюсь ко всем, кто сегодня подымает в воздух летательные аппараты, независимо от ведомственной принадлежности. Не сложно рассчитать ваши графики потенциалов. Не ждите, когда это сделают для вас другие. Но этим вы спасете и себя, и тех, кто сидит за вашими спинами.
            Я вновь обращаюсь ко всем руководителям, в чьей власти находятся экипажи, летчики  и пилоты. Затраты по внедрению Системы предупреждения авиационных происшествий с использованием технологии ПФП ничтожно малы, но выигрыш от этого несоизмеримо велик. Надеюсь, доказывать вам этого нет нужды. Все сказал Президент России Д.А. Медведев после катастрофы Як-42 в Ярославле.
И последнее.
            Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в  отношении нас.
                                                                                  Святой Иоанн Златоуст

Комментариев нет:

Отправить комментарий