По мнению В.А.Петровского, мотивированный риск является средством адаптации, приспособления к опасности. В то же время, «немотивированный риск направлен НЕ на приспособление к опасности, а на ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕЙ, на УСТРАНЕНИЕ этой опасности. Здесь поведение организовано таким образом, чтобы при встрече с опасностью показать, что ей можно ПРОТИВОСТОЯТЬ, а, следовательно, доказать, что для субъекта такой опасности НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Поэтому, реализуя подобную стратегию поведения, субъект НЕ ИЗБЕГАЕТ ОПАСНОСТИ, не отказывается от риска, а СПЕЦИАЛЬНО выбирает вариант действий, который принято считать опасным, для того, чтобы доказать, что он способен в этой ситуации сохранять безопасность.
Таким образом, субъект своим рискованным поведением как бы сдвигает «демаркационную» линию действующих ограничений, расширяет сферу своей деятельности, показывает свои возможности безопасно действовать в более широкой области».
Практически все российские и зарубежные исследователи, рассматривая понятия риска, особенности поведения человека в условиях риска, считают, что для каждого индивидуума характерен некий ПОСТОЯННЫЙ уровень оптимального риска.
Так американский исследователь Кларенс Кумбс считает, что у каждого индивида существует свой ИДЕАЛЬНЫЙ (наиболее предпочитаемый) уровень риска. Поэтому, исходя из индивидуальных функций предпочтений отдельных субъектов, среди них можно выделить менее и более рискованных. Такого же мнения о предпочтении субъектом определенного уровня риска придерживаются исследователи в этой области Вилд, Гэнтон, Г.Уайд.
Но так ли это?
Сделаем небольшое отступление. Вот мнение ученого - выдающегося советского и российского философа, социолога и психолога Игоря Кона.
«Идея личного тождества, ПОСТОЯНСТВА основных черт и структуры личности – центральный постулат, аксиома теории личности. Но подтверждается ли эта аксиома эмпирически? В конце 60-х годов американский психолог У. Мишел, проанализировав данные экспериментальной психологии, пришел к выводу, что НЕТ.
Так называемые "черты личности", УСТОЙЧИВОСТЬ которых измеряли психологи, не особые онтологические сущности, а условные конструкты, за которыми нередко стоят весьма расплывчатые поведенческие или мотивационные синдромы, причем различение постоянных, устойчивых "черт" и изменчивых, текучих психологических "состояний" в значительной мере условно.
Если принять во внимание также условность психологических измерений, изменчивость ситуаций, фактор времени и другие моменты, то ПОСТОЯНСТВО большинства "личностных черт", за исключением разве что интеллекта, выглядит ВЕСЬМА СОМНИТЕЛЬНЫМ». (И. Кон. В поисках себя).
Тем самым, ПОСТОЯНСТВО уровня риска («ИДЕАЛЬНЫЙ уровень риска»), за который так ратуют Вилд, Гэнтон, Г.Уайд и другие, как проявление индивидуальных качеств личности, его «личностных черт», выглядит не столь уж убедительно. Это ПОСТОЯНСТВО смело можно ставить под сомнение. Но и это не все.
По мнению некоторых исследователей, «при изменениях психических состояний (см. сноску* – Л.К.), вызванных нестандартными внешними условиями, возможен распад целостного психического отражения по механизму перестройки доминантных отношений между его основными уровнями (восприятием, представлением, мышлением).
В результате такого распада нарушается осознание ситуации. Возникает феномен, который можно было бы назвать "туннельным сознанием": зона осознаваемых событий в целостной ситуации сильно сужается: сознание фиксируется только на каком–либо элементе, который становится доминирующим». В конечном итоге, «происходят изменения, затрагивающие личностный уровень: изменяется субъективное отношение к событиям и выполняемым действиям». (ОБРАЗ В СИСТЕМЕ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Н.Д.Завагова, Б.Ф.Ломов, П.А.Пономаренко).
Авторы не указывают, что еще, помимо нестандартных внешних условий, лежит в основе такого распада целостного психического отражения, которое приводит к нарушению осознания ситуации. Они предполагают такую возможность, акцентируя внимание лишь на этом факторе. В нашем случае - это экстремальные условия.
Но вот еще один исследователь, Рюдигер Тримпоп, который также сомневается в существовании постоянного, индивидуально приемлемого человеком субъективного уровня риска, указывает источник своих сомнений. Проведенное им исследование показало, что принимаемый уровень риска во многом зависит от ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДУУМА.
* По мнению Н.Д.Левитова, известного отечественного психолога, «психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и ПСИХИЧЕСКИХ свойств личности».
Борис Леонидович Покровский, автор хорошо известного труда «Летчику о психологии», говоря о психических состояниях, отмечает: «Возникают психические состояния под влиянием обстановки, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ факторов, хода работы, словесных воздействий.
А.Г. Маклаков, автор современного учебника «Общая психология», ссылаясь на труды нашего современника, известного ученого, специалиста в области психофизиологии, психологии спорта Е.П.Ильина, указывает на его подход к проблеме состояний. По мнению Е.П. Ильина, состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности, затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он называет ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ. По определению Е.П. Ильина, «психофизиологическое состояние – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата».
Подведем итоги. Итак:
1. Люди неуверенные в себе, в своих возможностях, с высоким уровнем тревожности, склонны завышать степень опасности и действуют более осторожно.
Наряду с этим, люди, движимые сильным побуждением к достижению цели, занижают уровень реальной опасности.
2. Еще одним фактором, определяющим поведение человека в условиях опасности, являются его индивидуальные качества, в частности - склонность к риску. При этом люди, движимые немотивированным риском, не избегают опасности, а готовы противостоять ей.
3. И, самое важное: индивидуальная склонность к риску (как, в целом, и основные черты, индивидуальные качества личности), может быть величиной не постоянной, а ПЕРЕМЕННОЙ и зависит она от психологического и физиологического состояния индивидуума!
Вышеприведенные обстоятельства многое меняют в привычном представлении и оценке поведения человека в условиях риска. Если психофизиологическое состояние индивидуума способно предопределять его склонности к риску, его способности по-разному относиться к одной и той же опасности в разные промежутки времени, то это означает, что психофизиологическое состояние индивида может стать и становится ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ в его фактическом поведении в подобных условиях. Экстремальная ситуация выступает в данном случае, как вспомогательный фактор, как катализатор поведения индивида. Основой же такого поведения являются его текущие индивидуальные психофизиологические качества, т.е. психофизиологические потенциалы индивидуума.
Внешне это проявляется так: при определенных обстоятельствах индивидуум способен поступать так, как от него никто не ждет, вопреки сложившемуся о нем представлению.
Иными словами говоря, главным, определяющим фактором в поведении человека в экстремальной ситуации будет выступать его психологическое и физиологическое состояние, т.е., фактическое состояние его психофизиологических потенциалов. И такое явление носит не случайный, а постоянный характер, т.е. оно ЗАКОНОМЕРНО.
Таким образом, психофизиологические потенциалы (ПФП) индивида являются, с одной стороны, объективным условием, а с другой - объективным показателем его поведения в экстремальной ситуации, как в прошлом, так в настоящем и будущем, и, следовательно, могут быть применены для прогнозирования качества и результатов деятельности индивида в этой ситуации.
Вернемся к нашему событию. В своей работе, при анализе графиков психофизиологических потенциалов (биоритмов) спортсменов и летчиков (http://lkaidalov.blogspot.com/ ч.7 и далее) мной было отмечено совпадение результатов их деятельности в конкретном случае, названном «синдромом героя». Причем, были рассмотрены ситуации за несколько дней до наступления «синдрома героя» и после (На самом деле, совпадают результаты деятельности спортсменов и летчиков при анализе и других конфигураций графиков). В день «синдрома героя» у некоторых индивидуумов мог быть очень высокий результат деятельности, у некоторых - не очень. Т.е., ситуация была нестабильной. Через день после наступления «синдрома героя» многие исследуемые спортсмены показывали хороший результат, еще через день их становилось значительно больше. Если же рассматривать динамику в обратную сторону, влево от «синдрома героя», то все 6-7 дней, начиная от предельно низкого значения всех потенциалов, до дня «накануне», т.е. предшествующего дню «синдрома героя», все эти дни были неблагоприятными и травмоопасными для спортсменов. Что характерно, за два-три дня до наступления ситуации «синдром героя» многие спортсмены демонстрировали повышенную активность, динамику, но отнюдь – не результативность. Иными словами говоря, налицо ВНЕШНЕ была явная переоценка своих возможностей, которая, повторюсь, заканчивалась частенько травмой.
Если выстроить в один ряд приведенные мной примеры, то Д.Сычев (№3) получил свою травму за три дня до «с.г.», А. Протасюк (№10) оказался в ситуации за два дня, а Е.Малкин (№2) – накануне.
Я еще раз подчеркиваю, что согласен с результатами расследования МАКом катастрофы польского Ту-154 б.н.101, произошедшей 10.04.2010г. Я согласен со многими оценками российских и зарубежных экспертов как организации и уровня подготовки экипажа, так и ошибочных действий экипажа на различных этапах полета. Вместе с тем считаю, что многие ошибки, допущенные экипажем, особенно на завершающем этапе полета были вызваны, в первую очередь, их неблагоприятными психофизиологическими потенциалами. Надеюсь, приведенные выше аргументы были достаточно убедительны.
Есть понятия «ошибка» и «вина». По Ожегову, ошибка есть неправильность в действиях, мыслях.
Если спортсмен действовал в интересах команды, для достижения цели игры, но получил при этом травму – насколько он зависел в своих действиях от своего психофизиологического состояния? Полностью. Но спортсмен НЕУМЫШЛЕННО, НЕОСОЗНАНО травмирует себя. Из-за чего это происходит? В том числе, а вернее, главным образом, в результате сложных процессов в его мозгу, в результате чего выдается в качестве продукта ОШИБОЧНОЕ решение, приводящее к необоснованному риску, травме, или не забитому голу и.т.д.
Чем отличается в данном случае летчик, как индивидуум, от спортсмена? Да ничем. Вопрос цены ошибки? Да, я согласен. Но об этом можно говорить, когда мы имеем дело со ЗДОРОВЫМ во всех отношениях человеком. Когда же психофизиологическое состояние индивидуума выходит за рамки допустимого в процессе той или иной деятельности, и он сталкивается с необходимостью решения какой-либо задачи, да еще в экстремальных условиях, то в таком его конкретном состоянии он ПРЕДРАСПОЛОЖЕН к ошибочному решению. Если угодно, вполне уместно говорить о психофизиологическом НЕЗДОРОВЬЕ индивидуума. Приведенные мной примеры это подтверждают.
Чем отличается в данном случае летчик, как индивидуум, от спортсмена? Да ничем. Вопрос цены ошибки? Да, я согласен. Но об этом можно говорить, когда мы имеем дело со ЗДОРОВЫМ во всех отношениях человеком. Когда же психофизиологическое состояние индивидуума выходит за рамки допустимого в процессе той или иной деятельности, и он сталкивается с необходимостью решения какой-либо задачи, да еще в экстремальных условиях, то в таком его конкретном состоянии он ПРЕДРАСПОЛОЖЕН к ошибочному решению. Если угодно, вполне уместно говорить о психофизиологическом НЕЗДОРОВЬЕ индивидуума. Приведенные мной примеры это подтверждают.
Вот и все. Спортсмен ли это, летчик или водолаз. В любом случае это живой человеческий организм, действующий по одним и тем же психофизиологическим законам. Те же спортсмены: и Д.Сычев, и Е.Малкин, оказавшись в аналогичной игровой ситуации через несколько дней после «синдрома героя», вышли бы из этой ситуации целыми и невредимыми. КВС А. Протасюк через пару дней, столкнувшись с такой же ситуацией, спокойно ушел бы на запасной аэродром. Но это решение он бы принял, простите за грубое сравнение, другой головой.
У меня очень много примеров, когда, казалось бы, в простейших ситуациях, летчики принимали решение, которое стоило им жизни. ВСЕ эти пилоты были с неблагоприятными психофизиологическими потенциалами.
У меня очень много примеров, когда, казалось бы, в простейших ситуациях, летчики принимали решение, которое стоило им жизни. ВСЕ эти пилоты были с неблагоприятными психофизиологическими потенциалами.
В статье Ю.В.Дунаева «Невиновное причинение вреда и вопросы уголовно-правовой защиты членов экипажей воздушных судов, обвиняемых в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта» (http://ualpa.org.ua/files/dunaev_yv.pdf) в частности говорится, что «возможны случаи освобождения от ответственности работника, нарушившего правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, если он вынужден действовать в ситуации, предъявляющей к нему требования, лежащие за пределами его психофизиологических возможностей».
Таким образом, начало положено.
Таким образом, начало положено.
Если же все же привязаться к термину «вины», то в данном конкретном случае я полностью согласен с О.М. Смирновым, президентом Фонда «Партнер гражданской авиации» – виновата существующая система, которая не смогла предотвратить выпуск в полет неподготовленного во многих отношениях экипажа, и в том числе – в неблагоприятном психофизиологическом состоянии, т.е. с психофизиологическими потенциалами, не обеспечивающими безопасное выполнение полета.
ЧИТАТЬ СНАЧАЛА
ЧИТАТЬ СНАЧАЛА
Тут действительно многое упирается во взаимоотношение начальник-подчинённый.Во время службы в армии,мы,метео служба,даём данные-"высота облачности менее 50м,полёты нельзя проводить".Половник,тогда ещё полковник,Торбов-"вот метео опять страхуется"!Полетел,как взлетел,круг сделал,надо садиться...еле еле посадили,туман,низкая облачность ничего не видно.Поэтому если бы были не только чисто медицинские показатели отстранения от полётов в неблагоприятный день,а анализ ситуации по графику биоритмов,то многих напряжений можно было если не избежать,то хотя бы сократить.Видимо,может не скоро,но это придёт в авиацию.А все эти нормативы оплаты лётчикам от налёта часов надо отменять,это большой фактор риска и ощутимый вклад в авиапроишествия.Ну будет год,бывает так,целый неблагоприятный в жизни пилота,так,что ему рисковать кораблём и своей жизнью что бы на жизнь,на питание заработать?!С этим надо как то кончать.Случай был,командир дал указание давать сложные метеоусловия,каких долго не было(ну природа не хотела),мы даём над точкой снег.На нашу "беду"над точкой пролетал какой то генерал из Москвы-"я вас с высоты 20км.вижу какой снег"!Вот такие дела про взаимоотношения...Удачи Всем нам!
ОтветитьУдалить